Дети с ARFID могут сталкиваться с непониманием, насмешками или давлением со стороны сверстников. Чтобы помочь ребенку уверенно и спокойно справляться с такими ситуациями, его нужно научить навыкам самозащиты, самопринятия и социального взаимодействия.

Вот как можно этому обучать:

1. Для того, чтобы уверенно реагировать на внешние высказывания, ребенок должен понимать, что с ним всё в порядке, и уметь коротко объяснить свою особенность.

    Например, он может сказать:

    «У меня чувствительность к еде — это как аллергия, только немного другая»

    «Я просто по-другому воспринимаю еду»

    «Я учусь пробовать новое, но мне нужно больше времени»

    2. Ребенку можно дать готовые фразы и научить их использовать. Это повышает уверенность и снижает стресс (смотрите таблицу).

    3. Ребенок должен знать, к кому обратиться, если что-то пошло не так.

    Учим:

    • Обращаться к учителю, воспитателю, родителю: «Мне сказали, что я странный, потому что я не ел»
    • Не бояться говорить: «Мне стало грустно/обидно после этого.»

    4. Развивать самооценку и уверенность. Когда ребенок знает, что он ценен не за то, что он ест, а за то, какой он есть — ему легче противостоять давлению.

    Укрепляем сильные стороны ребенка: хобби, интересы, общение с доброжелательными детьми.

    Говорим: «Ты не обязан нравиться всем, ты уникален»

    Таблица «Учимся реагировать на комментарии о еде»

    Что может сказать другой ребенокЧто можно ответитьЦель обучения и комментарии
    «Ты что, это никогда не пробовал?»«Я просто это не люблю. У всех разный вкус»Подчёркиваем, что иметь разные вкусы — это нормально
    «Ты всегда ешь одно и то же!»«Мне так больше нравится», или «Мне нравится только эта еда»Можно добавить: «Я пробую новое понемногу»
    «Ты странный»«Мы все в чём-то разные — и это нормально»Роль взрослого — укрепить чувство нормальности
    «Попробуй, это вкусно!»«Спасибо, но я пока не готов»Учим говорить «нет» вежливо и спокойно
    «Ты боишься еды?»«Некоторые продукты мне пока не подходят. Но я работаю над этим»Тренируем спокойную, взрослую подачу
    «Я бы с тобой не пошёл в ресторан!»«Это твой выбор, и ты имеешь на это право»Защита личных границ с достоинством
    «Ты как маленький — не ешь ничего!»«Просто я ем по-своему. Это не делает меня хуже»Поддерживаем уверенность, без агрессии
    «Это полезно, съешь это!»«Я знаю. Но я сам решаю, когда готов пробовать новое»Акцент на контроль и самостоятельность

    Как можно использовать таблицу

    1. Ролевая игра

    • Взрослый или другой ребёнок произносит реплику.
    • Ребенок с ARFID отвечает, выбирая подходящую фразу.
    • Можно проигрывать разные интонации (дружелюбную, грубую) — это поможет подготовиться к реальным ситуациям.

    2. Игра «3 ответа»

    • Взрослый говорит фразу.
    • Ребёнок придумывает 3 разных варианта ответа — спокойный, юмористический и уверенный.
    • Это развивает гибкость и уменьшает тревогу.

    3. Карточки с ситуациями

    • Разрезать таблицу на карточки.
    • Играть в «угадай реакцию», «ответь с уверенностью», «что бы сказал друг», и т.д.