Дети с ARFID могут сталкиваться с непониманием, насмешками или давлением со стороны сверстников. Чтобы помочь ребенку уверенно и спокойно справляться с такими ситуациями, его нужно научить навыкам самозащиты, самопринятия и социального взаимодействия.
Вот как можно этому обучать:
1. Для того, чтобы уверенно реагировать на внешние высказывания, ребенок должен понимать, что с ним всё в порядке, и уметь коротко объяснить свою особенность.
Например, он может сказать:
«У меня чувствительность к еде — это как аллергия, только немного другая»
«Я просто по-другому воспринимаю еду»
«Я учусь пробовать новое, но мне нужно больше времени»
2. Ребенку можно дать готовые фразы и научить их использовать. Это повышает уверенность и снижает стресс (смотрите таблицу).
3. Ребенок должен знать, к кому обратиться, если что-то пошло не так.
Учим:
- Обращаться к учителю, воспитателю, родителю: «Мне сказали, что я странный, потому что я не ел»
- Не бояться говорить: «Мне стало грустно/обидно после этого.»
4. Развивать самооценку и уверенность. Когда ребенок знает, что он ценен не за то, что он ест, а за то, какой он есть — ему легче противостоять давлению.
— Укрепляем сильные стороны ребенка: хобби, интересы, общение с доброжелательными детьми.
— Говорим: «Ты не обязан нравиться всем, ты уникален»
Таблица «Учимся реагировать на комментарии о еде»
Что может сказать другой ребенок | Что можно ответить | Цель обучения и комментарии |
«Ты что, это никогда не пробовал?» | «Я просто это не люблю. У всех разный вкус» | Подчёркиваем, что иметь разные вкусы — это нормально |
«Ты всегда ешь одно и то же!» | «Мне так больше нравится», или «Мне нравится только эта еда» | Можно добавить: «Я пробую новое понемногу» |
«Ты странный» | «Мы все в чём-то разные — и это нормально» | Роль взрослого — укрепить чувство нормальности |
«Попробуй, это вкусно!» | «Спасибо, но я пока не готов» | Учим говорить «нет» вежливо и спокойно |
«Ты боишься еды?» | «Некоторые продукты мне пока не подходят. Но я работаю над этим» | Тренируем спокойную, взрослую подачу |
«Я бы с тобой не пошёл в ресторан!» | «Это твой выбор, и ты имеешь на это право» | Защита личных границ с достоинством |
«Ты как маленький — не ешь ничего!» | «Просто я ем по-своему. Это не делает меня хуже» | Поддерживаем уверенность, без агрессии |
«Это полезно, съешь это!» | «Я знаю. Но я сам решаю, когда готов пробовать новое» | Акцент на контроль и самостоятельность |
Как можно использовать таблицу
1. Ролевая игра
- Взрослый или другой ребёнок произносит реплику.
- Ребенок с ARFID отвечает, выбирая подходящую фразу.
- Можно проигрывать разные интонации (дружелюбную, грубую) — это поможет подготовиться к реальным ситуациям.
2. Игра «3 ответа»
- Взрослый говорит фразу.
- Ребёнок придумывает 3 разных варианта ответа — спокойный, юмористический и уверенный.
- Это развивает гибкость и уменьшает тревогу.
3. Карточки с ситуациями
- Разрезать таблицу на карточки.
- Играть в «угадай реакцию», «ответь с уверенностью», «что бы сказал друг», и т.д.