Сейчас моему сыну Илье 6 лет. Первые проблемы с питанием начались еще с рождения. Сразу это было отсутствие чувства голода, но к введению прикорма эта проблема ушла. До 2 лет он ел как все дети. И даже то, что многие дети вовсе не любили. Отварные овощи, например, Илья ел с удовольствием. Все основные группы продуктов были в рационе. Никаких признаков избирательности не было. Но в 1 год 10 месяцев Илья переболел ковидом, и начался серьёзный откат.

У Ильи есть страх пробовать новые продукты (особенно несладкие), и особое предпочтение пряному, жареному и хрустящему. Был сильный рвотный рефлекс на некоторые продукты и их запах. В самый острый период (2-4 года) рацион сузился до 10 продуктов. А в периоды болезни бывало и одно только молоко. Сейчас у Ильи в рационе более 45-50 продуктов, присутствуют все группы.

Первым специалистом, к которому мы обратились, был участковый педиатр в поликлинике. Он рекомендовал предлагать новые продукты и ждать пока пройдёт. Педиатр, к которому обращались платно — рекомендовал предлагать только новую еду или оставлять голодным, говорил, что ребёнок мной манипулирует.

К психиатру обращались, когда Илье было 3,8 года. Он диагноз не поставил, дал общие рекомендации предлагать новую еду и обращаться, если не будет лучше, через год. В 5 лет мы обратились повторно, когда у ребёнка уже было медленное улучшение, и врач дал такие же рекомендации, как и раньше – продолжать предлагать новые продукты.

У нас был тяжелый период, когда Илья не мог совсем ничего нового пробовать, не помогал метод «потрогать, понюхать, лизнуть» и поощрения. Слишком сильная была реакция на новые продукты (страх, тревога, уверенность что это будет невкусно, рвотный рефлекс). В этой точке был риск потерять оставшиеся продукты после неудачных проб. Помог метод введения максимально похожих продуктов, начиная со сладких. Опытным путем нашли наиболее благоприятное время для проб (вечернее время, после ужина) и на свежем воздухе (дача, семейные поездки на природу). Положительный эффект наблюдался и после логопедического массажа — он помог снизить рвотный рефлекс.

После появления новых сладких продуктов – мы смогли двигаться в сторону новых несладких. В основном, вводили через цепочки продуктов, начиная с наиболее приемлемых для ребёнка.

чипсы-картофельная соломка – картошка фри – картошка по-деревенски запечённая в духовке –картошка жареная – картофельное пюре (вводим его сейчас).

сухие макароны быстрого приготовления – сухие спагетти – готовые макароны быстрого приготовления – отварные спаггети – отварные макароны других форм.

Когда набралось достаточное для ребёнка количество новых продуктов/проб – стал работать метод экспозиций. Ребёнок смог пробовать неприятные для себя продукты начиная с микрокапель. Например, введение овсяной каши выглядело так:

  1. Лизнул овсяную кашу (около недели каждый день)
  2. Капля овсяной каши (тоже около недели) и так далее.

Добавляя по одной микропорции на кончике чайной ложки за 10 месяцев получилось ввести неприятный продукт в рацион и побороть рвотный рефлекс на него. Такой способ введения дал неожиданный, но приятный, побочный эффект – быстрее начали входить в рацион продукты близкие к «безопасным». Например, легко появились мясные продукты жареные и запечённые. А также новые молочные продукты, рыбные котлеты.

Отдельно хочется отметить роль отвлечения в введении новых продуктов. Это непопулярная методика, однако в тяжёлых ситуациях её применение считаю оправданным. Под телевизор Илья легче пробовал, и порции съедаемого всегда больше. Свою «безопасную» еду и новые продукты, к которым уже привык – он ест спокойно без отвлечения.

Первое время замотивировать ребёнка не получалось совершенно. И до сих пор система поощрений с едой не работает так же, как на учебных занятиях. Из всего перечня мотивационных приёмов работает поддержка, похвала и что-то вкусное. Жетоны и т.д., как и даже новые игрушки не сработали, или эффект был низкий. Помогает постоянная моральная поддержка ребёнка. Повторяю многократно, что все у него получится, что он молодец, всегда хвалю, за любой результат.

Ну и мотивацией служит сам подход к ARFID. Я не стала называть ARFID особенностью ребёнка и обозначила её именно как болезнь, которая со временем пройдёт или ее проявления станут намного меньше, если ребёнок будет стараться. Также помогает положительный опыт введения продуктов. Ребёнок понял, что он при желании может есть многое. Очень мотивируют терапевтические сказки по преодолению страхов. Илья самостоятельно находит пути их преодоления — это помогает и с едой.

  1. В первую очередь, снижение давления и работа с тревожностью.
  2. Далее – работа с сенсорным нарушением (логомассаж, игры с разными текстурами).
  3. Игнорирование отсутствия результата, когда у ребёнка совсем не получалось пробовать.
  4. Влияние убеждения и собственного примера (у меня тоже в детстве была избирательность, но в меньшей степени).
  5. Неторопливое, постепенное введение продуктов. Гибкость, но в то же время твердость. Варианта жить с таким узким рационом у ребёнка просто не было, мы сразу настроились только на положительный результат, пускай он и может занять много времени.

Что-то ребёнок начинает есть с первой пробы, в основном сладкое, хрустящее и жареное, что-то входит в рацион довольно быстро (несколько проб), а что-то дольше (например, жареные яйца не удаётся пока ввести). Срок ввода каш, супов у Ильи доходит до нескольких лет. Новые овощи тоже входят в рацион очень трудно.

Метод плацебо хорошо работает у детей с тревожностью. Сложность с пробами нового, ещё и в ожидании неприятных последствий. А «лекарство для проб» помогает снизить негативные ожидания, следовательно продукт кажется более вкусным и пробы более лёгкими.

В первую очередь нужно снизить уровень стресса у родителей, при необходимости обратиться к психологу.

К сожалению, знания по теме избирательного питания недостаточны среди медицинских работников и педагогов. Часто родители годами находятся в стрессе, и считают себя виновными в ситуации с питанием их детей. Это утяжеляет коррекционную работу, а то и делает её невозможной. Очень полезным будет общение с родителями детей с такими же проблемами. Нужно изучить максимальное количество информации об ARFID и методиках преодоления. Так как все дети разные, степень нарушения тоже разная и набор «безопасных» продуктов у каждого ребёнка свой — придётся попробовать всё. Единого решения нет.

Набраться терпения и шаг за шагом идти вперед, сравнивать ребёнка только с ним самим.