Что такое экспозиционная терапия?

Экспозиционная терапия – это терапевтический метод, используемый для лечения фобий, страхов и тревожных состояний. Когда кто-то чего-то боится, он склонен избегать объекта, вызывающего страх, будь то ситуация, поведение, человек, животное и т.д. Избегание – это лучший способ защитить мозг человека от переживаний, связанных с едой (например, удушья, рвотных позывов, тошноты, аллергических реакций и т.д.). Поведение избегания позволяет помочь уменьшить симптомы тревоги в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе фобия, как правило, только усиливается.

Экспозиционная терапия разрывает порочный круг страха и избегания, постепенно и безопасно подвергая пациента его фобии в контролируемой обстановке. Идея заключается в том, что постепенно, с течением времени, воздействие может уменьшить чувство тревоги и страха, тем самым уменьшая избегание.

Экспозиционная терапия может помочь пациентам с расстройствами приема пищи несколькими способами, в том числе:

  • Саморегуляция: употребление продуктов, вызывающих страх, или отказ от ритуалов могут доказать пациенту, что он способен противостоять своим фобиям и справляться с тревогой. Пациенты могут научиться лучше переносить страх и тревогу и заменять бесполезные модели мышления более реалистичными, здоровыми убеждениями, связанными со страхом.
  • Привыкание к объекту, ассоциированному со страхом: постепенное воздействие может помочь снизить тревогу и страх, связанные с вызывающими опасения раздражители.
  • Угасание страха: Воздействие может со временем разрушить усвоенные ассоциации между фобиями и негативными исходами. После того, как они столкнулись со своим страхом, они могут узнать, что результат не такой, как они ожидали. 

Виды экспозиционной терапии

Экспозиционную терапию можно проводить по-разному. Существует несколько ее видов:

  • Градуированное воздействие: Построение иерархии воздействия страха, в которой объекты, действия или ситуации, вызывающие страх, ранжируются в соответствии с трудностью. Работа начинается с легких или умеренно сложных воздействий, затем переходят к более тяжелым.
  • Погружение: резкое погружение сразу в самые сложные типы задач.
  • Систематическая десенсибилизация: в этом случае нет привязки к простым/сложным задачам. Просто систематически предлагается взаимодействие с объектом страха. В некоторых случаях воздействие можно сочетать с упражнениями на расслабление, чтобы они чувствовали себя более управляемыми и ассоциировали объекты, действия или ситуации, вызывающие страх, с расслаблением и положительными эмоциями.

Как использовать экспозиционную терапию для детей и взрослых с ARFID?

При ARFID можно использовать любой из этих видов экспозиционной терапии, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка (или взрослого). Но все же чаще специалисты используют градуированное воздействие или систематическую десенсибилизацию.

Человек с ARFID всегда сохраняет свободу действий в течение этого процесса. Хотя в процессе воздействия могут использоваться определенные методы убеждения, поощрения и другие мотиваторы, наиболее важным фактором изменений должен быть сам человек.

Некоторые люди могут испытывать симптомы уже при запахе новых продуктов или даже при простом взгляде на определенные продукты питания. В этом случае, первый уровень воздействия – это простое составление списка продуктов, вызывающих дискомфорт. Затем можно начать с просмотра фотографий/изображений продуктов, которых человек избегает, также можно взаимодействовать с игрушечными продуктами. Позже человек допускает присутствие продукта в одном помещении, на определенном расстоянии. Далее это расстояние постепенно сокращается, и затем можно дотронуться до продукта, далее — подержать его в руках, понюхать и, в конце концов, поднести его ко рту. Заключительный этап — откусывание и, возможно, даже проглатывание.

То есть, можно работать постепенно, по шагам.

Шаг. 1 – Смотреть на еду. Начните с того, что еда будет находиться рядом с ребенком, пока вы беседуете на интересующую его тему. Это позволит ему привыкнуть к еде, находящейся поблизости.

Шаг 2. Трогать еду. Ребенок трогает еду и исследует ее текстуру и цвет, используя органы осязания и зрения.

Шаг 3. Нюхать и знакомиться с запахом еды. Как только ребенок почувствует себя комфортно, он сможет перейти к запаху, поднося еду ближе к носу. Чувствуя запах еды, он сможет выработать толерантность к этому.

Шаг 4. Подносить еду к губам, целовать еду. Прикоснувшись едой к губам, ребенок сможет изучить свои ощущения и оценить свои возможности по преодолению страха в отношении еды. На этом этапе важно наблюдать за уровнем беспокойства ребенка. Если ребенок не готов – лучше не спешить, а задержаться на предыдущем этапе.

Шаг 5. Лизать еду. Лизнув продукт, ребенок может слегка почувствовать его вкус. И на этом этапе важно наблюдать за реакцией ребенка. Он может испугаться незнакомого вкуса, а может, наоборот, проявить любопытство, которое позволит перейти к следующему шагу.

Шаг 6. Откусить кусочек. Этот этап – подготовка к тому, что еда в конце концов будет съедена. Поэтому для ребенка этот этап самый тревожный, но и самый важный. Поначалу можно просто откусить и выплюнуть, не обязательно глотать. Объясните это ребенку, чтобы ему было спокойнее.

 Шаг 7. Есть. Когда ребенок будет готов, он сможет сделать попытку съесть тот продукт, с которым вы работали.

Таким образом, постепенно можно вывести человека из состояния избегания и перевести в состояние относительного комфорта. Маловероятно, что человек с ARFID никогда не будет избегать тех или иных продуктов, однако при надлежащем вмешательстве и уходе эти люди могут вести здоровый образ жизни, не испытывая беспокойства по поводу питания или вредных ограничений.

Оценка целесообразности проведения с ребенком (со взрослым) с ARFID экспозиционной терапии

Прежде, чем начинать работу с ребенком, необходимо определиться с тем, насколько человек к этому готов и какие результаты вы хотите получить. Для этого следует ответить на следующие вопросы:

  1. Является ли в настоящее время питание адекватным? Трудно добавлять или пробовать что-то новое, когда вы не получаете достаточного питания. При недостаточном питании и низком весе часто отсутствует интерес к пробованию новых продуктов. Поэтому необходимо для начала решить вопрос с весом.
  2. Есть ли внутренняя мотивация (внутреннее желание) пробовать новые продукты питания/напитки? Хочет ли сам человек пробовать новые продукты? При отсутствии мотивации также может быть сложно добиться успеха экспозиционной терапии.

Основной признак того, что ваш ребенок готов к экспозиционной терапии — устное выражение интереса к пробованию новой пищи: просьба приготовить что-нибудь, “тяга” (возможно, привлекает запах) к определенной пище, внутреннее желание иметь возможность есть пищу. 

Поэтому первое, что вы должны сделать – это мотивировать ребенка (или взрослого).

В других случаях, когда ребенок маленький, и у него нет интереса к еде, также можно проводить экспозиционную терапию в игровой форме, тем самым привлекая его и мотивируя в процессе. Но такая терапия может очень длительной и сложной, и часто она позволяет лишь частично решить проблему ARFID.

Основные рекомендации при выборе продуктов для проведения экспозиционной терапии

— Выбирайте продукты по сенсорным предпочтениям: определите текстуру, вкус, цвет, запах и температуру пищи, которую предпочитает ребенок. Возможно, какие-то продукты вызывают у него визуальный интерес (например, еда, которую он видел на картинке/видео).

— Можно для начала выбрать продукты, которые нравились или которые когда-то ел ваш ребенок.

—  Выбирайте продукты, к которым легко получить доступ и которые вы можете себе позволить регулярно покупать. Так как экспозиционная терапия подразумевает регулярную работу.

— Выбирайте те продукты, которые едят в вашей семье. Во-первых, это экономично, а во-вторых, позволит ребенку сесть за стол со всей семьей.

А что насчет эффективности экспозиционной терапии в случае с ARFID?

Существуют надежные доказательства эффективности экспозиционной терапии при лечении различных расстройств, характеризующихся страхом и избеганием. Однако, что касается конкретно ARFID, то на самом деле никаких серьезных данных в научных исследованиях на этот счет вы не найдете. Специалисты в области питания этот метод используют преимущественно в сочетании с другими методами, такими как когнитивно-поведенческая терапия, АВА-терапия, семейная терапия и т.д.

Некоторые исследователи (например, поведенческий аналитик Валери Волкерт), давно работающие с детьми с расстройствами питания, считают, что экспозиционная терапия позволяет лишь снизить страх взаимодействия с едой, но никак не способствует тому, чтобы ребенок начал есть новые продукты. Такого же мнения придерживаются психотерапевты Феликс Экономакис и Гленн Робертсон.

Тем не менее, при определенных условиях (например, при высокой мотивации ребенка/взрослого) экспозиционная терапия может помочь расширить рацион. Кроме того, экспозиционная терапия позволяет улучшить общее эмоциональное благополучие и дает детям с ARFID ценные стратегии преодоления тревоги, связанной с едой. Эти навыки могут хорошо служить им на протяжении всей жизни.

Литература:

  1. Fraker C, Fishbein M, Cox S, Walbert L. Food Chaining: The proven 6-step plan to stop picky eating, solve feeding problems, and expand your child’s diet (2007).
  2. https://www.apa.org/ptsd-guideline/patients-and-families/exposure-therapy
  3. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/eat.24073

Автор текста: Ирина Дремук

Копирование данного материала разрешено только в том случае, если вы указывайте на него ссылку.