За последние несколько лет проведено огромное множество исследований, касающихся влияния COVID-19 на организм человека. Преобладающее большинство этих исследований проведено на взрослых людях, поскольку именно взрослые болели и болеют чаще и тяжелее. Тем не менее, дети также переносят инфекцию с различными последствиями для здоровья. В 2020 году китайские ученые проанализировали влияние COVID-19 на 2135 педиатрических пациентов и обнаружили, что дети всех возрастов оказались восприимчивыми к инфекции, без каких-либо существенных различий между возрастными группами. Кроме того, у более 90% пациентов болезнь протекала бессимптомно или с умеренными симптомами, а наиболее уязвимыми были младенцы.
После заражения детей тяжелым острым респираторным синдромом, вызванным SARS-CoV-2, возникают как минимум два долгосрочных последствия: мультисистемный воспалительный синдром и длительный COVID-19 (Long COVID). Длительный COVID-19 — это гетерогенное заболевание, для которого до сих пор нет точного определения, и оно включает признаки и симптомы, которые сохраняются, развиваются или колеблются после заражения SARS-CoV-2. Одним из самых явных признаков длительного COVID-19 являются всевозможные нарушения обоняния и вкуса. При этом диагностировать такие нарушения у детей раннего возраста может быть непросто, поскольку они обычно не могут выразить словами свои ощущения.
Метаанализ, опубликованный в Nature в 2022 году, предлагает подробную и актуальную оценку длительного COVID у детей и подростков. В этой работе оценивалось 21 когортное исследование с общим количеством детей в 80070 человек. Метаанализ выявил распространенность более 40 симптомов длительного COVID у детей и подростков, наиболее распространенными из них были: симптомы настроения (например, грусть, напряжение, гнев, депрессия и тревога) (16,5%), утомляемость (9,7%), нарушения сна (8,4%), головная боль (7,8%), респираторные симптомы (7,6%), выделение мокроты или заложенность носа.(7,5%), когнитивные симптомы (например, снижение концентрации, трудности в обучении, спутанность сознания и потеря памяти) (6,3%), потеря аппетита (6,1%), непереносимость физической нагрузки (5,7%), изменение обоняния (5,6%), тошнота/рвота (1,53%) и даже дисфагия (0,46%).
В работе Smell and Taste in Children with Covid-19 было показано, что наиболее частым симптомом COVID-19 у детей была высокая температура (55% случаев), за ней следовали аносмия и агевзия (44% случаев). В 11% случаев обонятельные симптомы были единственным проявлением заболевания.
В журнале Frontiers Pediatrics был опубликован систематический обзор, целью которого явилось изучение распространенности обонятельных или вкусовых дисфункций среди детей с COVID-19, а также обобщение возможных причин несоответствий в текущих оценках. В обзор было включено 18 исследований. Результаты показали, что распространенность дисфункции обоняния среди детей с COVID-19 составила 15,97%, распространенность дисфункции вкуса — 9,20%, общая распространенность дисфункции и обоняния, и вкуса среди детей с COVID-19 составила 20,21%.
Исследования показывают, что 98% людей выздоравливают в течение 3 недель после развития симптомов, но остальные испытывают долгосрочные сенсорные воздействия. Из-за серьезного характера многих других осложнений, связанных с COVID-19, ограниченная способность обоняния или вкуса может показаться незначительной проблемой. Однако это состояние может иметь гораздо более широкие последствия, особенно в отношении питания и особенно — у детей.
В начале 2022 года на BBC была опубликована новость о том, что COVID-19 приводит к нарушению вкуса и обоняния, после чего у детей меняется поведение в отношении еды.
В статье итальянских ученых обсуждался клинический случай COVID-19 с поздней сыпью и потерей вкуса и обоняния у 15-ти летнего мальчика. Его пищевые привычки изменились, и он полностью потерял аппетит после того, как во время еды почувствовал металлический привкус.
В одном из исследований авторы увидели возможную связь длительной посткоронавирусной дисфункции обоняния и вкуса с последующим развитием расстройств пищевого поведения у детей и подростков. 24 из 84 детей и подростков описали нарушение обоняния и вкуса после подтвержденного или подозреваемого заражения SARS-CoV-2. У 6-ти из них наблюдалась повышенная фиксация на своем пищевом поведении с разными проявлениями, и со временем у этих пациентов развилась нервная анорексия.
В 2022 году также появилась статья, которая предполагает, что родителям и педиатрам следует обратить внимание на, казалось бы, несвязанный симптом: новое отвращение к еде. В докладе конкретно рассматривались двое детей в возрасте до двух лет, у которых внезапно возникло отвращение к твердой пище сразу после заражения COVID-19. В обоих случаях потребовалось от шести до восьми месяцев, чтобы увидеть улучшение.
Первому ребенку было 16 месяцев. С момента постановки диагноза на протяжении 4 месяцев ребенок хоть и пережевывал твердую пищу, но затем его рвало при 90% кормлений. В дополнение к отвращению к твердой пище, ребенок плохо переносил запахи духов, шампуней, мыла, лосьонов и зубных паст. Вторым пациентом был 17-месячный мальчик, у которого в течение недели после заражения наблюдались жар, одышка и расстройство желудка. Также он стал отказываться от еды. Всякий раз, когда его кормили, его рвало в течение пяти минут, хотя раньше он принимал пищу без проблем с пятимесячного возраста.
Авторы статьи связывают отказ от еды с обонятельной и вкусовой дисфункцией: «Мы считаем, что наличие острого отвращения к пище у довербальных детей в соответствующем эпидемиологическом и клиническом контексте должно стать поводом для тестирования на COVID-19, поскольку это может быть первым и единственным симптомом инфекции, и педиатры должны предоставить упреждающие рекомендации родителям после острого заболевания».
В работе французских ученых описан основной механизм и неврологические пути, лежащие в основе расстройств обоняния и вкуса, рассмотрена современная гипотеза, объясняющая патофизиологию аносмии и агевзии, и физиологические последствия, которые могут иметь эти нарушения, уделяя особое внимание пищевому поведению.
Несмотря на ограниченное количестве исследований, взаимосвязь между химическими ощущениями и физиологической регуляцией потребления пищи хорошо известна и документирована. Поэтому детям из группы высокого риска следует уделять особое внимание в этот период.
Литература
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32179660/
https://www.nature.com/articles/s41598-022-13495-5
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9743173/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9768832/
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fped.2021.686600/full
https://amjcaserep.com/abstract/full/idArt/925813
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fphys.2020.625110/full