Каждый родитель может заметить у своего ребенка с проблемами питания следующие признаки: упрямство, нежелание изменить поведение, неспособность признать свою неправоту, неспособность переключаться между стоящими задачами, настаивание на одинаковости и ограниченные/настойчивые интересы.
Ригидность (другими словами – «жесткое мышление») является одним из важных факторов, сопровождающих детей с ARFID. В 2020 году в Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology была опубликована статья коллектива авторов с участием Нэнси Цукер о вкладе поведенческой ригидности в развитие ARFID.
Поведенческая и когнитивная гибкость (в противоположность ригидности) позволяет соответствующим образом корректировать мысли и поведение в ответ на меняющиеся требования окружающей среды. Это важно для изменения пищевого поведения.
Дефицит гибкости наблюдается при нарушениях развития нервной системы, таких как РАС и СДВГ, а также при психических состояниях, возникающих в подростковом возрасте, включая расстройства настроения, ОКР и шизофрению.
Показано, что ригидность имеет биологическую природу. Способность к гибкости возникает благодаря способности мозга динамически регулировать нейронную активность от момента к моменту, то есть через нейронную изменчивость, которая зависит от возбуждения нейронов и внимания.
Потенциальными вмешательствами для улучшения гибкости у детей могут быть когнитивная тренировка, физическая активность и специализированные учебные программы, однако доказательства, подтверждающие эффективность этих вмешательств, весьма неоднозначны.
Несколько ссылок для прочтения: